Лететь, чтобы не умереть: как работает санавиация в Ленинградской области

Главный врач Ленобласти Арчил Лобжанидзе поделился опытом организации санитарной авиации на территории 47-го региона.

Эта тема стала одной из ключевых в ходе круглого стола «Медицинские аспекты безопасности дорожного движения: проблемы и пути их решения» на V международном конгрессе «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни».

Как рассказал председатель комитета по здравоохранению Ленинградской области Арчил Лобжанидзе, в марте этого года министерство здравоохранения предложило его комитету организовать санитарную авиацию на территории региона. Областное правительство взяло для этого в партнеры самый масштабный частный вертолетный центр на Северо-Западе «Хели-драйв». Были разработаны маршруты для срочной транспортировки пациентов с разными видами патологических состояний, при которых промедление чревато смертью.

В круг пациентов, которых необходимо перевозить на вертолете, вошли больные с острым коронарным синдромом, с нарушением мозгового кровообращения, с шоком после тяжелых травм, полученных в результате ДТП, ожогов, падений с высоты и других происшествий, а также беременные с патологиями, маловесные младенцы и дети с тяжелыми патологиями сердца и других органов.

Например, если в Лодейном Поле или Подпорожье находится больной с острым коронарным синдромом, его доставят самолётом в Тихвин, где созданы все условия для лечения и ухода за таким больным, а из Приозерска такого же пациента отвезут во Всеволожск. Больных с травмами, сопровождающимися шоком, транспортируют вертолётом в травмоцентры, расположенные на территории их районов, если таковых нет – доставят в соседний район или в Санкт-Петербург.

Наглядно разработанные маршруты можно увидеть на картах, представленных компанией «Хели-драйв» на выставке в рамках конгресса.

  
(Кликните на фото для увеличения).
   

Вертолетная компания по соглашению с областным правительством выделила воздушные суда, максимально удобные для перевозки больных, укомплектованные самым современным оборудованием. На таких вертолетах можно перевозить, к примеру, детей, которым проводится искусственная вентиляция легких. Кроме того, «Хели-драйв» оборудовала за свой счет, без привлечения бюджетных средств вертолетные площадки при всех межрайонных больницах Ленинградской области, а также два взлетных поля при областной больнице в Санкт-Петербурге. Это дало возможность перевозить пациентов круглые сутки.

Чтобы все работало эффективно, была организована единая диспетчерская служба. По мнению главы областного комитета по здравоохранению, эта служба сегодня действительно работает эффективно.

«Совмещение скорой медицинской помощи и санитарной авиации на основе государственно-частного партнерства позволило избежать ситуации, когда «у семи нянек дитя без глаза». У нас нет недопонимания из-за того, что у каждого свой начальник, и они между собой никак не договорятся», - пояснил Арчил Лобжанидзе.

По его словам, совместными усилиями организация санавиации на территории Ленинградской области завершена. Теперь областной комздрав собирается предложить министерству здравоохранения РФ осуществлять финансирование существующего проекта из средств обязательного медицинского страхования, поскольку стоимость транспортировки, оказания медицинской помощи и лечения накладывает значительную нагрузку на областной бюджет. С помощью специалистов Санкт-Петербургского финансово-экономического университета создана экономическая модель с тарифами на все услуги санавиации.

В беседе с корреспондентом «Леноблинформа» Арчил Лобжанидзе рассказал, что во время реализации проекта было перевезено 162 пациента, и не было зафиксировано ни одного случая развившегося инфаркта Миокарда, ни одной смерти от тяжелой травмы.

«Когда мы говорим о том, что необходимо снижать смертность, это просто слова, это пыль в глаза. Должны быть показатели, а они действительно улучшились благодаря организации в Ленинградской области санитарной авиации», - счиатет Арчил Лобжанидзе.

Следует отметить, что во многом здоровье человека, попавшего с ДТП, зависит не только от его быстрой доставки в специализированный центр, но и от оснащения самого центра. В ходе круглого стола главный хирург Ленинградской области Олег Эргашев рассказал участникам конгресса о создании сети травмоцентов на территории региона. Если до их появления 80% пациентов обслуживались в областной больнице, то с открытием в 12 районных центрах противошоковых операционных помощь 80% оказывается уже в них. 

Авторы: Анастасия Панфилова